Программа рассчитывает координаты точек "засасывающей" и "нагнетающей" поверхностей лопасти "саблевидного" винта.
Вкратце о работе с программой: Главное окно показано на рисунке.
Нагнетающая сторона:
1. Сначала рассчитываются координаты нагнетающей стороны лопасти. Для того чтобы произвести расчёт необходимо выбрать вид профиля нагнетающей поверхности лопасти ("Кубическая парабола", "Спираль АРХИМЕДА" или "Сегментный профиль"). Пояснения к этим названиям даны в файле "О формах профиля" (пока нет!!!). Ход расчёта поясняется далее (см. Рис_2).
2. Сначала после нажатия кнопки "Расчёт поверхности" появляется форма "Расчёт координат нагнетающей поверхности лопасти". Точки поверхности расчитываются по исходным данным, которые можно менять. По умолчанию на профили "Кубическая парабола" и "Сегментный профиль" заданы данные для расчёта винта на "Ветерок 12". Для профиля "Спираль АРХИМЕДА" заданы данные для расчёта винта на скутер "ОН-500".
Расчёт произведётся последовательным нажатием кнопок "Вычислить", "Продолжить расчёт" и "Законьчить". Данные этого расчёта сохранятся в текстовых файлах для их последующего использования на следующих этапах расчёта.
Засасывающая сторона:
Реализована ветка "Линейное увеличение". при линейном увеличении толщины лопасти минимальная толщина находится на входящей кромке. Максимальная толщина у ступицы по выходящей кромке. Толщина линейно нарастает от минимальной к максимальной.
Вывод результата.
При нажатии кнопки "Вывод результата" появляется форма ."РИСУНОК ЛОПАСТИ ВИНТА В ТРЁХ ПРОЕКЦИЯХ"
При нажатии кнопки "Картинка" можно посмотреть нагнетающую поверхность рассчитанной лопасти в обьёме.
Результаты расчёта можно использовать для построения трёхмерной модели лопасти программах "Unigraphics" или "SolidWorks ". Для этого на главном формуляре (см. Рис 1) в меню выбирается Файл/Экспорт/Файлы для Юниграфикса... или Файл/Экспорт/Файлы для SolidWorks....
Рассмотрим пример работы программки создающей Файлы для Юниграфикса...
Массив точек помещается в директорию программы в поддиректорию .../Points_UG. В её поддиректориях .../Points_UG/Nag_St и .../Points_UG/Zas_St находятся файлы точек соответственно "Нагнетающей стороны" и "Засасывающей стороны" рассчитанной лопасти.
На этом расчёты с помощью этой проги заканчиваются. Пока не описал методов расчёта, но надеюсь напишу что и как считается в справочных документах (см Рис 1).
Далее опишу для примера как с помощью полученных файлов построить модель винта в "Unigraphics". Версия NX 3.0.
Во первых запустим программу и создадим Файл/Новый, для него зададим метрическую систему мер (мм), и назовём его например V12.
Скопируем в эту же директорию папку Points_UG. При создании файла V12 обратите внимание на то, чтобы полное имя файла не содержало Русских символов.
"Unigraphics" не любит Русских символов.
Выберем вкладку "Моделирование", меню Вставить/Кривые/Сплайн/Через точки/Точки из файла, выбираем из директории .../Points_UG/Nag_St поочерёдно Splain_1.dat, OK, Точки из файла, Splain_2.dat, OK, и т. д., пока не закончятся файлы в данной директории.
Получим сетку кривых (как на шаговой горке) в декартовой системе координат, где ось Z совпадает с осью винта.
Далее по этим кривым строится поверхность: Вставить/Поверхность по сетке кривых/по сечениям. Выбираем кривую Splain_1.dat, OK, Splain_2.dat, OK, и т.д.
в конце Splain_10.dat, OK, OK, OK, Отмена. Получили поверхность по сечениям.
Далее меню Изменить/Погасить/Сменить состояние погашенных. Все погасили, чтобы потом выбрать из всего только поверхности.
Дальше точно также строим поверхность "Засасывающей" стороны лопасти. В конце построения вместо меню Изменить/Погасить/Сменить состояние погашенных просто гасим все кривые, оставив только поверхность.
Далее нужно восстановить погашенную "Нагнетающую" поверхность. Для этого в меню выберем Изменить/Погасить/Восстановить выбранные, выберем "Нагнетающую" поверхность, OK.
Получили две поверхности. Из них надо построить твёрдое тело (лопасть). Построение будет идти след. образом...
Меню Вставить/Поверхность по сетке кривых/линейчатая поверхность. (Строим поверхности соединяющие две имеющиеся используя попарно рёбра этих поверхностей) из первой пары рёбер - первое ребро, OK, второе ребро, OK, OK, OK. из второй пары рёбер - первое ребро, OK, второе ребро, OK, OK, OK. и т.д, до четырёх раз, или пока не закончатся пары рёбер.
Чтобы превратить замкнутую поверхность в твёрдое тело нужно "сшить" поверхности. Меню Вставить/Комбинированные тела/Сшивка, Выбираем по очереди все шесть поверхностей, OK.
Далее скруглим некоторые рёбра.
Практически построение модели лопасти на этом закончено...
Перейдём к построению модели винта...
Сначала создадим копии ещё трёх лопастей, чтобы винт получился четырёхлопастным.
Меню Изменить/Преобразование, выбираем для копирования созданную лопасть, Вращать относительно прямой/Точка и вектор/, точка с координатами (0, 0, 0) - начало координат, вектор - ось Z, угол - 90 градусов, Копировать, Копировать, Копировать, Отмена.
Получили четыре лопасти четырёхлопастника. Дальше методами "Unigraphics" создадим и приделаем ступицу винта.
Меню Вставить/Элементы проектирования/Цилиндр/Диаметр высота/(ось Z), OK/(Диаметр(63) Высота (100)), OK/(Х=0, Y=0,Z=-10), OK/Создать/Отмена.
Обьединить лопасти и ступицу в одно твёрдое тело, для этого меню Вставить/Комбинированные тела/Обьединение и указать все пять тел (четыре лопасти и цилиндр).
Зададим радиусы закругления между ступицей и лопастью. Для этого меню Вставить/Подробный элемент/Скругление ребра. Зададим радиус скругления 5мм и укажем ребра (на картинке выделены розовым цветом) .
Повторим процесс для каждой лопасти.
Процесс проектирования ступицы можно продолжить, но такая модель в принципе готова для того, чтобы по ней составить прогрпмму обработки поверхности на станке с ЧПУ...
Аналогичным образом можно построить модель в SolidWorks и использовать SprutCAM для создания программы обработки поверхности.
SolidWorks может импортировать модель из "Unigraphics".
На этом пока всё... Если не ошибаюсь, то на сайте http://softmecto.ru/32854-sprutcam-2007.html можно скачать SprutCAM .